Мой сайт
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Январь 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.06.2025, 16:43

Главная » 2014 » Январь » 23 » Писанкарка из Донбасса: мы развиваем украинское �
14:51

Писанкарка из Донбасса: мы развиваем украинское �





Писанкарка из Донбасса: мы развиваем украинское искусство

Традиции украинского пасхального писанкарства, когда-то находившиеся под запретом, возрождаются очень быстрыми темпами. И в авангарде этого движения идет мастер с Донбасса – художница с мировой известностью Татьяна Коновал.

К писанкам приучил муж

Родившаяся в Донецке, а ныне живущая в Свердловске Луганской области, Татьяна стала интересоваться писанками с подачи мужа.

«Родители и вся его огромная семья жили в Хмельницкой области, село Куча. Это ранние его воспоминания, потому что уже сюда он приехал в пятилетнем возрасте, и здесь, конечно, он нигде писанкарства не встречал и не видел. Детские впечатления оказались настолько сильными, что Виктор искал информацию о писанках, старался что-то по телевидению записывать, газеты покупать, где что-то хотя бы написано на интересующую его тему. Когда мы поженились, он дал мне в руки писачок, краски и сказал: хватит крашенки писать, давай, настоящие украинки писанки пишут.

Я сама родилась в Донецке и выросла в Донецкой области, я ничего про писанки не слышала. Учились мы с мужем в России. И для меня это было что-то совершенно новое и незнакомое. Я даже ничего не поняла. Тут муж уже как бы рассердился. Как это так? Он не собирался успокаиваться, пока не поселил в моем сердце эту писанку. Виктор настойчиво за меня взялся, стал объяснять. Потом научил сына – с сыном у нас одинаковый стаж писанкарства, 18 лет. А я уже дочку потом учила, так мы теперь пишем писанки всей семьей».

Художественное образование у Татьяны есть - она училась в Ростовской области в педагогическом училище на художественно-графическом отделении, по специальности «Учитель рисования и черчения».

Однажды на выставке в Киеве Татьяна увидела писанки, выполненные в неизвестном для нее стиле — без окрашивания, как будто кто-то сделал резьбу по яйцу. Особенно ей понравилось одно гусиное яйцо: рисунок был объемный. И Коновал загорелась идеей освоить эту технику, поскольку автор понравившихся ей работ не спешил раскрывать секреты мастерства.

«Это традиционная украинская технология, когда писанку писали как обычно, воском, только не красили, а подвергали травлению с помощью какой-то кислоты. Краткие сведения о такой технике травления встречались в некоторых книгах, хотя там шла речь о травлении белой скорлупы, а не коричневой. И я пыталась ухватить что-то из этих коротких фразочек по поводу травления, пыталась на экспериментах добиться желанного результата. Например, я прочла, что в качестве кислоты использовали рассол квашеной капусты, я тоже это сделала, и поняла, что это получается очень долго, около 3 дней нужно, чтобы оно квасилось. Тогда я схитрила и попробовала рассол перекислить, и в течение 5 часов у меня уже получилось травление. Потом я прочитала, что можно и уксусом травить. Также прочитала, что такие писанки, когда снимают воск, обливали кипятком, потому что если снимать воск у открытого огня, то яйцо закоптится. Вот так и дошла до всего - методом проб и ошибок…», - вспоминает Татьяна.

Ноу-хау Татьяны Коновал

Однажды у мастера не оказалось белых яиц, и она взяла за основу темно-коричневые яйца. И обнаружила, что если такую скорлупку травить уксусом, ее цвет исчезает, он светлеет до белизны.

«Это было уже действительно какое-то ноу-хау. Я сама не ожидала и не планировала такого, не искала, само по себе так вышло», - подчеркнула она.

По словам Татьяны, эту технологию уже подхватили другие украинские мастера: «У нас народ талантливый, все быстро осваивают. До меня «по цыганской почте» доходили сведения, что где-то там в институте учитель химии объяснял, что если коричневое яйцо в уксус положить, оно будет белым. И за границей тоже я видела фотографии, иллюстрации, по которым было видно, что они травлению подвергали коричневые яйца. У них получался аналогичный результат. Потом я узнала, что многие писанкари пользуются просто соляной кислотой, но это опасное, вредное, а мы используем то, что и наши предки – обычный уксус или какую-то пищевую кислоту».

Дети словно созданы для писанок

Татьяна ведет студию писанкарства, которая работает круглый год, даже летом. Проблемы, конечно, есть – нужно покупать и краски, и инструменты. Однако мастер не унывает.

«Зачем жаловаться, ведь в наше тяжелое неспокойное время, в нашем регионе, где это занятие нехарактерно, мы все пережили и удержались на плаву, и у нас шикарный результат – дети зарабатывают всегда призовые места в Украине. Недавно девочка, Настя Гончарова, у меня заняла первое место в музее Ивана Гончара, там был детский конкурс писанкарства, и она стала лучшей в номинациях «Высокий технический уровень» и «Научный подход». Несколько лет подряд она на всеукраинских конкурсах занимала дважды первое место. Сейчас мы поедем в Коломыю, там тоже будет конкурс. Конечно, у детей присутствует этот спортивный интерес, они всегда хотят быть победителями, но я их учу относиться к этому философски и просто иметь возможность с хорошей стороны показать наш край, потому что сами знаете, что о нас говорят и что думают. Нам всегда хочется этот стереотип поломать, чтобы мы были ближе во всех смыслах слова, и чтобы не было такого мнения, что у нас здесь не Украина, у нас здесь нет украинского искусства. Мы, по-моему, с этим справляемся», - радуется Коновал.

Юные мастера с Луганщины - желанные гости на любых конкурсе и выставке. А Татьяна везде проводит свои мастер-классы.

«Я всегда немного комплексую по поводу своего русского языка, но люди очень вежливо переходят на русский язык, я никогда не встречала барьеров и предвзятости. И когда я спрашиваю, а как же мне с детьми работать, они говорят: «Они же смотрят боевики на русском языке, а тут они, видите ли, не понимают». И действительно, мы находили общий язык, мы дышали одним воздухом, и у нас было полное взаимопонимание. Везде к нам очень тепло относились. И недавно был звонок от моей коллеги из Коломыи, она тоже ведет кружок писанкарства, и вот она хочет сюда как-то приехать в гости, говорит, у нас будет отпуск, мы хотим его на что-то очень приятное потратить, где мы еще не были. «Яка там Луганщина, який там східний край Украины? Нам так цікаво, мы хочемо сюди приїхати». Я была приятно удивлена, что она обращается ко мне. Обычно мы на Западную Украину ездим, а хочется, чтобы они к нам тоже ездили», - рассказала Коновал.

Ходят на студию вместе с детьми также мамы и бабушки, но с ним работать тяжелее – взрослые более консервативны, более неподатливы, хуже усваивают основы мастерства. А вот дети, как говорит Татьяна, словно бы созданы для писанок, они тянутся к этому искусству, хотят этим заниматься.

В Луганской области писанкарством занимается еще несколько народных мастеров - Инна Хворостюк, Людмила Ткаченко и др. А у Татьяны Коновал есть еще и звание «Заслуженный мастер народного творчества Украины».

«У нас есть планы с нашим художественным областным музеем, я буду делать большую коллекцию писанок разных регионов, и они их у меня закупят и будут владельцами этой коллекции. Мы договорились, что к новому году я эту коллекцию одолею, и она будет у вас здесь в музее», - делится планами Татьяна.

Самая дешевая писанка стоит 10 гривен

Время изготовления одной писанки зависит от количества мелких деталей, можно на нее потратить часа 3, можно 5 часов, можно справиться за час, смотря по объему работы. Цена самая разная – дешевле 10 грн. писанку в Украине не найдете. Но скорее всего, мастер подарит, если увидит вашу заинтересованность.

«Львиная доля моих работ уходит за границу. Это Япония, США, Канада, Польша, Австралия. Выходят на меня зачастую через Фейсбук. Я выставляю в социальной сети фото своих работ, их обсуждают, делятся фотографиями с друзьями», - рассказала мастер.

«Главные инструменты писанкаря - это писачки, их называют еще кистки, писальцы. Это маленькая металлическая леечка, из которой воск вытекает по тонкой трубочке. Если мы будем разогревать его у открытого огня, то воск будет плавиться и стекать, и можно рисовать на яйце восковые линии. Это основной инструмент. Можно использовать для изготовления этой леечки фольгу или мягкую жесть от пивных баночек, от закаточных крышек, и скрутить вместо леечки конвертик или кулечек. Прикрепить ее проволокой к карандашу и будет тот же самый писачок», - советует Татьяна.

Впрочем, по ее словам, самые первые писанки писали вообще без инструментов. Сейчас в основном накладывают воск на яйцо, а раньше делали первые писанки так – сначала окунали яйцо в воск полностью, оно было покрыто воском, а потом острым предметом, палочкой, процарапывали какие-то рисунки, и окрашивали это яйцо. Сейчас все делают наоборот: воском через тоненькую трубочку аккуратно накладываются изобразительные элементы.

Чем отличается писанка от крашенки

Очень часто люди помнят, знают и делают крашенку на вареных яйцах. С писанкой они практически не знакомы и ничего о ней толком не помнят. Мало того, что они не помнят символику и назначение писанки, они даже путаются в самом важном, что она должна быть не вареная, не пустая, а сырая на полном яйце. Писанка в себе несет зародыш жизни, она – передающая, дающая жизнь. Такие писанки не выдувают, их не варят, их несут в церковь полные и освящают. Расписное яйцо можно оставить себе как оберег или подарить близкому человеку

«Люди этого не понимают, и сразу задают вопрос о самом насущном – как ее съесть», - смеется Татьяна.

Для каждого региона характерен свой набор популярных символов – где-то это растительные символы, где-то солярные или животный мир.

Мастер-класс

1. Для начала нам нужны сырое белое яйцо, восковая или парафиновая свеча, писачок и растворы краски. В одной руке нужно держать писачок, а в другой руке – яйцо. Яйцо может выпасть из руки, поэтому, когда держите, обхватите его со всех сторон пальцами и вращайте. Внизу всегда должна быть ладонь - если вдруг выроните будущую писанку из пальцев, она не разобьется.

2. Писачок нужно держать как ручку – в правой руке, поближе к металлической части. Рука с писачком не должна висеть в воздухе, иначе она будет дрожать, и ровные линии не получатся. Она должна упираться в яйцо.

Теперь обратите внимание на форму яйца. У него две вершины - одна заостренная, а другая покруглее. Заостренная часть - это верх писанки. Если бы мы рисовали на яйце, например, церковь, или дерево рода, мы держали бы его острым концом вверх. Татьяна говорит, что именно этим мы, проживающие в родной стране украинцы, отличаемся от представителей диаспоры, которые берутся за писанку, не углубляясь в символику, в сущность самого этого предмета.

«Они подходят к этому бездуховно, и я часто вижу по самому расположению рисунка, что автор писанки – эмигрант. Как можно совершить такую ошибку, ведь у женщины ребеночек выходит головой вперед, и когда курочка несет яичко, верхняя часть его сдавливается, и выходит заостренной», - удивляется мастер.

3. Зажигаем свечу. На пламени свечи нагреваем писачок, только металлическую часть. Когда он будет уже горячий, подносим его к краешку свечи и зачерпываем немножко парафина.

4. Ставим точки на обеих верхушках яйца и соединяем их парафиновыми линиями, как будто разрезая яйцо пополам. Писачок нужно время от времени нагревать, чтобы парафин лучше вытекал из маленького отверстия, а также нужно пополнять количество парафина в леечке.

5. Теперь на обеих верхушках рисуем крестики. Если посмотреть сбоку на яйцо, у нас получаются 2 луча, которые идут навстречу друг другу. Мы их до конца соединим. Таким образом, яйцо получается разделенным уже на 4 части. В писанкарстве эти части называются окошки. В этих окошках рисуются различные символы.

«Этих символов много, но в них нужно разбираться. Это наша старинная письменность, а не просто узорчатый орнамент. Самые популярные символы в писанкарстве – это солярные знаки и знаки воды. Вода символизирует материнство и женское начало, солнце – отцовство и мужское начало. У нас говорят, что без огня и без воды не будет жизни на земле», - рассказывает Татьяна.

Мы сегодня постараемся нарисовать и солнце и воду в одной писанке, чтобы запечатлеть в наших работах жизнь на Земле.

6. Делим яйцо пополам поперечной линией. У нас получилось 8 треугольных окошечек. Это одно из многих, но довольно-таки часто встречающееся деление.

7. Теперь мы сделаем косой крестик, разделим прямые углы наших окошечек пополам. Это деление называется паучок и символизирует трудолюбие, терпение и достижение цели.

«Меня часто спрашивают - а как вы прикладываете линейку к яйцу?» - смеется Татьяна, привычно выводя идеально ровные линии.

8. В центре паучка нарисуем восьмиконечную звезду – символ солнца. С обратной стороны стараемся повторить наш рисунок.

9. Теперь рисуем женское начало – большой красивый меандр, или бесконечник. Он будет похож на небольшие гусиные шейки. Если мы прокрутим яйцо, то увидим, что орнаменту, как жизни на Земле, нет ни начала, ни конца.

10. То, что мы сейчас рисуем на белой скорлупе, останется белым цветом. Дальше нам нужно окрашивать последовательно в несколько цветов. Самая простая писанка – одноцветная. Для этого выбирают яркий красный, розовый, синий, зеленый цвета. Мы сделаем в два цвета, и первый цвет будет светлее, в данном случае желтый, а второй - красный.

Коновал рассказала, что раньше использовали яйца красили отварами разных растений.

«Один рецепт мы хорошо помним – это луковая шелуха. Именно у нас на востоке Украины, в Слобожанщине, использовали в качестве красителя разные сорта лука. Наши слобожанские писанки отличаются от других коричневатым луковым колоритом. Еще можно, например, собирать тополиный пух, и если из него делать настойку, то получится темный фиолетово-черный цвет. Пролески, разные растения, почки деревьев, кора и корни – все это можно варить. В разных регионах Украины флора разная, поэтому если где-то на западе, чтобы получить зеленый цвет, используют одни растения, на востоке – совсем другие, и сам зеленый цвет будет разным. И по этому оттенку также можно определить, из какого региона писанка, но это знают только ученые-исследователи.

Сейчас можно пользоваться пищевыми красками, которые широко распространяются, но они не очень годятся, потому что там даже в инструкции написано – окрашивание по горячему. Нужно или варить яйцо, или наносить горячую краску, тогда хорошо схватывается. А у нас восковой орнамент, и если мы с воском опустим яйцо в горячее, все растает. Если опустим в холодный раствор, процесс окрашивания замедлится во много раз, и мы будем красить не пять минут, а четыре часа. Чаще всего это делается, например, на ночь. До утра яйца вбирают в себя краску.

У меня анилиновые краски, в Украине их производят во Львове. Они не токсичны, они не портятся. Пищевая краска - как пищевой продукт, быстро покрывается грибком, утрачивает свои красящие свойства, и ее можно выбрасывать. Этих же красок хватает на несколько лет, в зависимости от количества писанок», - советует Татьяна.

11. Мы уже окрасили писанку в самый светлый цвет – желтый. Теперь можно на ней сделать штриховку в шахматном порядке. В одном треугольнике обойдем луч звездочки и меандры, а в другом, наоборот, заштрихуем меандр и звездочку. Можно не штриховать, а полностью закрасить в шахматном порядке. И то и другое будет долго, и делать нужно аккуратно, запасаясь терпением.




«В писанкарстве очень популярна техника капанки, когда вообще без писачка работают, просто капают маленькими свечками. Обычно используют либо церковные, либо свечки на торт, и не нужны никакие инструменты – вы просто капаете маленькие кружочки. Есть легенда, когда Мария пыталась спасти своего Сына и задобрить Пилата, она всю ночь писала писанки, хотела преподнести ему их в подарок. Слезы катились по ее щекам, и там, где падала капелька, образовывалась точка на яйце.

Есть еще и шкрябанка – когда вы берете свои крашенки, которые вы умеете делать, и острым предметом рисунок процарапываете. Есть печатанка, когда перед тем, как проварить в луке, вы накладываете на яйцо листочек и закутываете какой-то капроновой тканью, и варите. На яйце отпечатывается листик, травка, и это называется печатанка», - рассказала мастер.

12. После нанесения каждого слоя воска или парафина окунаем писанку в раствор красителя и держим несколько минут. В окрашивании идем от самого светлого к темному.

13. После краски нужно насухо промакивать яйцо, потому что на влажную скорлупу воск не будет накладываться.

14. Когда работа закончена, яичко, чтобы очистить от воска, можно облить очень горячей водой, или подогреть в духовке не более 1 минуты, или подогреть яйцо у открытого огня (свечки) и постепенно вытирать чистой мягкой тряпочкой. Главное - не держать яйцо над огнем, потому что тогда писанка закоптится.

Писанка, освященная на Пасху, должна сохраниться от Пасхи до Пасхи и должна охранять человека весь этот срок. Если писанка написана со знаками растений, ее можно, например, закопать в огороде, повесить на фруктовые деревья, чтобы она приносила урожай.

Елена Ширяева, специально для Полемики


Опубликовать в соцсетях:
Опубликовать в Facebook:
Просмотров: 1330 | Добавил: betund | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz